Современный Портал
Новороссийска
 

Версия для печати / Оригинальная версия

http://www.novo-city.ru/news/1/21480/nauchite-rebenka-govorit/

Научите ребенка говорить

БгССЮвР, 11 дХТаРЫп 2012, [16:49], novorab.ru
Научите ребенка говорить
«Мой крестник начал разговаривать практически в четыре года. При этом всегда использовал мало слов. Мы шутили над ним, говорили, что мальчики все «тормозят», позже начинают говорить. А наш, мол, и вовсе молчун, говорит только по необходимости, не распаляется – человек дела. Он рос нелюдимым, а когда настало время идти в школу, специалисты сказали, что у ребенка задержка речевого развития и подозрение на задержку умственного развития. Шок для родителей! Сейчас моей дочери три года, она тоже не особенно разговорчивая. Мне страшно! К какому специалисту бежать, или все обойдется? Диана».
Только родился – уже к логопеду!
Корреспондент «НР», вооружившись письмом и вопросами обеспокоенных родителей, направилась к логопеду школы № 5 Марине КОВАЛЕВОЙ.
–  Если вопрос ставится о речевом развитии, то, естественно, первым делом обратитесь к логопеду, – говорит Марина Михайловна. – Если его насторожат некоторые особенности развития ребенка, он даст рекомендации. Возможно, понадобится помощь психолога, невролога, психотерапевта или других специалистов.
– Почему это так важно? – задаю вопрос специалисту. – Ну не произносит малыш какие-то звуки, маленький словарный запас? Нагонит!
– Нарушение речи и ее недоразвитие влекут за собой нарушение интеллектуальной деятельности, снижается уровень восприятия ребенком словесной информации. Существуют как более простые формы речевых нарушений, так и более тяжелые. Такие как алалия – недоразвитие речи из-за поражения зон мозга, отвечающих за речь. В некоторых случаях ребенок с трудом понимает речь – не путайте с плохим слухом! В другом случае – сам плохо говорит. 
– Как такое отклонение можно заметить в самом начале жизни?
– У таких малышей, как правило, на раннем этапе отсутствует гуление, лепетание. А отдельные слова и простые фразы из двух-трех слов ребенок начинает говорить очень поздно – в пять-шесть лет. Такие дети очень часто все понимают, но очень мало говорят, используют больше мимику, жесты. А в младшем школьном возрасте начинают путать слоги в словах, заменяют одни буквы другими. Задержка интеллектуального развития, пусть даже неглубокая, становится заметной к третьему-четвертому классу. Прибавьте к этому психическую истощаемость и рассеянность внимания. Со временем у таких детей очень часто пропадает желание учиться.
– Причем здесь логопед? Мне кажется, это поле деятельности психотерапевта, психолога или педагога?
– Отчасти вы правы. Но диагностировать такие нарушения может и логопед, к которому обратятся родители, озабоченные тем, что их ребенок говорит плохо или мало. Вообще, речевое и интеллектуальное недоразвитие часто идут рядом. Например, у детей в раннем возрасте различные нарушения мозговой деятельности, неврозы проявляются в задержке речевого развития. А именно: фраза формируется только к трем-четырем годам, она упрощенная, словарный запас бедный, ребенок меняет слоги в словах. Плюс к этому снижены внимание и память, уровень выполнения речевых заданий низкий – вы говорите ребенку, а он практически не реагирует на ваши слова. Прибавьте к этому слабую выраженность интеллектуальных интересов, например, к чтению рассказов и сказок, к сюжетным и конструктивным играм. Нередко на первый план выступают повышенная возбудимость, нарушенный сон, сниженный аппетит, эмоциональная неустойчивость, перепады настроения, двигательная расторможенность, суетливость и так далее.
Не думайте, – продолжает Марина Ковалева, – что у всех речевых проблем такие страшные корни. Бывают и легкие нарушения, которые легко исправит логопед. Но поставить диагноз и определить степень тяжести расстройства должен только специалист.
Ни писать, ни читать
Марина Ковалева рассказала о таких нарушениях речевого развития, которые многие родители и даже педагоги относят к детской лени, невнимательности и неусидчивости. И пытаются решить сложную проблему «двойками» и другими наказаниями.
Это дисграфия – расстройство навыков письма, и дислексия – нарушение навыков чтения. Оба симптома относятся к речевым отклонениям.
Что происходит при дисграфии? Из-за определенных нарушений ребенок не воспринимает графический образ букв, а позже, например, и геометрических фигур. Происходит смещение, искажение, замена и пропуск букв. Опытный логопед попросит вашего ребенка написать определенный текст и по характеру ошибок поймет: малыш не усвоил материал или он просто не видит некоторые буквы. 
Дислексия – нарушение речи, которое вызвано поражением центральной нервной системы. У ребенка расстроен сам процесс чтения: он не может распознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит, меняет слоги в словах.
Помимо того, что ребенок с такими заболеваниями не может полноценно учиться, так у него еще может начаться невроз. Ведь его постоянно ругают, а сверстники над ним смеются! Помимо невроза, нередки случаи тяжелой реакции на данную ситуацию – асоциальное поведение, вплоть до противоправного, и склонность к суицидам. Такие малыши, загнанные в угол, могут пойти по плохой дорожке в поисках «себе подобных» – обиженных судьбой и людьми.
Какие еще нарушения речевого развития встречаются? Марина Ковалева привела несколько примеров, для того чтобы родители понимали: по крайней мере, на консультацию к логопеду сходить необходимо, ведь зачастую многие даже не подозревают, что ребенку нужна помощь.
Например, дисфония – такое нарушение речи, при котором голос либо совсем отсутствует, либо сильно нарушены его тембр и сила. Такой сбой может возникнуть в любом возрасте. Брадилалия – чрезмерное замедление речи, которая становится нечеткой. При этом сильно растягиваются гласные. Тахилалия – речь, напротив, чрезмерно быстрая. Такая речь может сопровождаться необоснованными паузами, запинками и спотыканием.
Заикание – это нарушение темпа и ритма речи из-за судорог мышц речевого аппарата. Оно возникает, как правило, в критические периоды развития ребенка. Дислалия – нарушение звукопроизношения, но при этом у ребенка нет проблем со слухом. В разговоре происходит замена или искажение звуков – «р» на «л» и так далее. Причины могут быть и физиологические, и психологические. К логопеду стоит обратиться, если у ребенка речь гнусавая, все звуки он произносит в нос, невнятно.
Обо всех проблемах, имеющихся у вашего ребенка с письменной и устной речью, стоит рассказать логопеду. Не во всех случаях он сможет в одиночку исправить недуг. Но что он подскажет, в какую дверь и к какому специалисту стучать, – это точно.
Марина КРАСНОКУТСКАЯ.
 совет 
Эталон – на слуху
«Я не логопед, но могу дать совет: разговаривайте с ребенком, как со взрослым, сколько бы вашему малышу ни было лет. Хоть даже день от роду! Никаких «мой холесенький», «класивенький» и других сюсюканий. Произносите все звуки четко, а вот с интонацией можете поиграть, будьте ласковы и нежны. У ребенка с рождения должен быть эталон произношения. У моих знакомых дочери уже 14 лет, а она некоторые звуки произносит неправильно только потому, что ее мать до сих пор с ней говорит, как с малышом.
Читайте стихи и пойте песни ребенку, четко проговаривая звуки, не мямлите. И вам это будет полезно, и малышу. И еще, учите звуки играя. Обратите внимание на склонности вашего дитяти. Любит животных? Рычите, как тигр, шипите, как змея, мурлычьте, как кошечка. Придумайте стихи, которые легко выучить и которые помогут ребенку освоить определенный звук. Мой дядя в детстве учил меня выговаривать звук «ш» и придумал поговорку: шишил-мышил взял да и вышел. Уже через три недели постоянного повторения у меня появился не только звук «с», но и «ш».
Если малыш торопится, помогите ему рассказать все то же самое, но медленнее, никогда не ругайте, иначе он вам вообще ничего не расскажет.
Лидия ДАНИЛОВА».