Новороссиец Сергей ВОЛОБУЕВ, второй помощник капитана, не попал на свой танкер. А ведь, как говорится, «ничто не предвещало» – имея на руках стандартный набор документов и электронный билет, моряк прибыл в аэропорт Шереметьево, откуда должен был вылететь рейсом на Гамбург, где его уже ждал сменщик. Но не дождался.
При прохождении пограничного контроля представители иммиграционных властей отказались пропустить Сергея на рейс из-за отсутствия в его загранпаспорте шенгенской визы. Не помогло даже наличие гарантийного письма от агента о том, что транзитная виза будет оформлена по прилету в Гамбург. Сергей связался с крюинговой компанией, отправившей его в этот рейс, представители которой постарались объяснить пограничникам, что у них нет законных оснований не выпускать моряка за пределы России – загранпаспорт у него в порядке, а необходимые визовые формальности будут выполнены встречающей стороной в Гамбурге. Но, к сожалению, и эти переговоры не помогли. Сергей был вынужден вернуться домой и ждать еще несколько недель, пока крюинг оформит ему шенгенскую визу, а танкер вернется в Европу.
Требование стран Евросоюза об обязательном порядке оформления шенгенской визы для моряков, прибывающих транзитом на судно, стало причиной проблем сравнительно недавно – раньше было вполне достаточно иметь на руках приглашение и письмо-гарантию от агента в порту, где планируется смена. Теперь же как повезет – без шенгенской визы в загранпаспорте, нарвавшись на не в меру ретивый наряд пограничников в аэропорту, можно вполне остаться в буквальном смысле «в пролете».Один моряк, которого не пустили на самолет, дожидался в аэропорту, пока сменится наряд пограничников, и улетал следующим рейсом.
Огромное значение в подобных ситуациях имеет четкая работа крюинговой компании – она и гостиницу забронирует, и рейс поменяет, и организует все необходимые письма от агентов. Но, к сожалению, зачастую моряки стараются обходиться без посредников, нанимаясь на работу к иностранному судовладельцу напрямую. Одна из причин – некоторые крюинговые компании стараются получить агентское вознаграждение не только с судовладельца, как это и должно быть, но и с моряка. Опуская рассуждения о недобросовестности подобных компаний, скажем лишь, что, нанимаясь напрямую, моряк ставит себя в крайне уязвимое положение – если в рейсе что-то случается, члены семьи зачастую просто не знают, у кого можно узнать о судьбе своего сына, мужа или отца. Никто не подстрахует в аэропорту, никто не поможет в случае возникновения проблем с выплатой заработной платы или своевременной сменой.
Да и риск попасть к недобросовестному судовладельцу тоже стоит учитывать. Ведь бывают ситуации, когда долгая задержка со сменой экипажа или невыплата зарплаты могут показаться сущими пустяками – например, если вопреки предварительной договоренности, судно без должным образом организованной охраны направляют в опасный район, где оно может подвергнуться атаке пиратов.
Александр КУЗНЕЦОВ.