Новороссийские новости

«Сейчас работаю над программой «Подготовка фрицев в загробный мир»

ЗХвТХаУ, 21 ШоЭп 2012, [14:23], novorab.ru
«Сейчас работаю над программой «Подготовка фрицев в загробный мир»

От роковой даты 22 июня 1941 года нас отделяет уже более 70 лет. Ничто не приближает к начавшейся в тот день великой войне больше, чем письма с фронта.    

 
 
 
 
 
 
 
 
Каждый год мы вспоминаем о ней вместе с ветеранами в памятные дни 9 мая, 22 июня, во время февральской операции «Бескозырка», 16 сентября – в день освобождения Новороссийска.
Однако с 1941 по 1945 годы страна еще не отмечала эти даты. У войны не было выходных, разве что в свободное время солдаты писали письма домой. Многим из них не суждено было вернуться живыми.
Но прошло время, и они встали перед потомками в полный рост, раскрыли перед нами, живыми, свою нетленную душу. Голос павших донесли до нас их письма.
Простые маленькие солдатские треугольники с полуразмытым штампом «Проверено цензурой». Со страниц этих писем мы слышим голос тех, кого уже нет, кто отдал свою жизнь за то, чтобы жили мы и сделали все то, что не успели сделать они.
В Новороссийском историческом музее-заповеднике хранятся фронтовые письма. Их около тысячи. Сейчас сотрудники музейных фондов ведут работу по составлению каталога фронтовых писем. Корреспонденту «НР» удалось заглянуть в некоторые из них. Большинство написано теми, кто ушел на фронт из Новороссийска, и отправлено в родной город.
Письма, выдержки из которых мы приводим сегодня, были написаны бывшим слесарем рыбозавода Сергеем АРАКЕЛЯНОМ, автоматчиком 1331-го стрелкового полка 318-й стрелковой дивизии Валентином ДЕМЬЯНЕНКО, начальником штаба 318-й стрелковой дивизии, освобождавшей Новороссийск, Георгием ДЖУГУРЬЯНЦОМ, бойцом-куниковцем Николаем РОМАНОВЫМ, автоматчиком 255-й бригады морской пехоты Олегом ЗАХАРЧЕНКО, Исааком ВИНОКУРОВЫМ, призывавшимся из Новороссийска. 
«Привет с фронта!
Очень скучаю за домом и за вами. У нас на передовой весело – музыка есть. Да и фриц иногда дает повод веселиться. Хотя сидит, собака, в окопах и не дышит. Замуровался в цемент, который натаскал с наших цемзаводов.
Мама, пришли мне посылку из фруктов и овощей, если можно. Скучаю по ним, у нас их еще нет.
Ваш сын Валентин.
13.06.43.» 
«Здравствуйте, дорогие родители!
Жизнь фронтовая проста: когда свободен, лежишь под кустом и спишь, а иногда приходится лежать в окопах или работать как саперы.
Частенько приходится удирать от немцев. Сами знаете, что мы еще отступаем. Что будет дальше – не знаю. Если правду сказать, то дела на фронте плохи. Все стараются только удрать, никто не хочет защищаться. От нашего батальона осталась одна четверть.
Ваш сын.
28.07.1941 г.»
Письма, письма…. Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой! К адресату он попадал не сразу – почта военного времени задерживалась… И радостно было их открывать, и всякий раз тревожно: «Не случилось ли чего?»
«Письма, что приходят от тебя,
приходится уничтожать из-за условий, в которых я нахожусь. Как хочется приехать к тебе, посмотреть на Людмилу – доченьку. Давай договоримся так. Если у нас с тобой действительно есть счастье, то мы встретимся.
 21.04.43 г.» 
«Я очень доволен
твоими рассуждениями, что ребенок, рожденный в эти суровые дни, будет гордиться своим рождением. Но он должен больше гордиться своей матерью. Знай, что твой Жорик рано или поздно вернется и наша жизнь вновь будет счастливой.
20.12.43 г.»
По данным Управления военно-полевой почты, в годы войны ежемесячно доставлялось до 70 млн. писем. Они тонкой ниточкой надежды и веры соединяли мужей и жен, детей и родителей.
Письма доставлялись с фронта разными способами – на лошадях, на машинах, пешком. Ни одно послание не должно было затеряться или попасть в руки врага. Воинская почта стала бесплатной уже в самом начале войны. На письмах и открытках ставились специальные штемпели «письмо красноармейца» и «доставка бесплатно».
«Здравствуй, мама.
Сейчас сижу против больницы, где я лежал с поломанной ногой. Ужасно смотреть на наш город – разбил, гад, магазин твой один и другой, заводы разбил... За все это твари со свиным рылом заплатят сотнями своих жертв.
Твой сын Валентин.
9.09.1943 г.»
«Вчера получил из дома
открытку от отца. После этого вступил в бой с фрицами. Бои у нас проходят очень успешно, положили мы их целые кучи. С боями отходим в горы, к Туапсе.
29.09.43 г.»
«Дорогая Любуська!
Сейчас я сижу в блиндаже, в лесу. До передовой линии – 2 километра, но я вчера был в 60 метрах от немецких окопов, ходил знакомиться с участками своего подразделения. Скучаю по тебе. Смотрю и любуюсь на твое фото.
Твой Жорик.
02.06.43 г.»
Отмечая огромное значение почты для поддержки духа воинов на фронте и рабочих в тылу, газета «Правда» писала в номере от 18 августа 1941 года: «Важно, чтобы письмо бойца не задерживалось по вине связистов. Каждое такое письмо, каждая такая посылка именем отцов, матерей, братьев, сестер, родных и знакомых, именем всего советского народа вливают новые силы в бойца, вдохновляют его на новые подвиги. 20.12.1943 г.»
«Моя дорогая, моя радость и счастье!
Существую только для тебя одной. Если раньше мы говорили глупости, как ты пишешь, то это были просто обычные шутки».
«Просто не война, а курорт.
На близость передовой не обращаешь внимания. А вот когда отъедешь от нее километров на 15-20 и не слышно стрельбы, то становится скучно. Свои позиции называем домом. Хотя это довольно страшно.
24.8.1943 г.»
«Посылаю вам 400 рублей.
В будущем пошлю еще рублей 800. Здесь деньги просто некуда девать. Если сможете, то присылайте мне свежие номера «Новороссийского рабочего». Здесь выписать газету не могу, а читать хочется. 1942 г.»
«Думаю только о доме
и о нашей встрече. В жизни своей встретил удивительного человека – Цезаря Куникова. Он одним из первых получил орден Александра Невского, а вскоре стал и Героем Советского Союза, увы, посмертно.
Никогда никого в беде не оставлял. Даже как-то в парке отлупил двоих, пристававших к девушке. Всегда твой Николай.
14.4.1944 г.»
«Здравствуй, Антонина!
Через месяц мне исполнится 23 года. Нас будут разделять сотни километров родимой земли. Прими мой «поцалуй», может, он последний.
Я сегодня долго смотрел на твою карточку, даже забыл, где нахожусь. Вдруг дверь открылась, и я увидел тебя в голубом платье. Стоишь и протягиваешь ко мне руки. Я бросился к тебе, уронив стул. Ребята засмеялись. Видение исчезло.
1943 г.».
«Клянусь, что назло врагу останусь жив.
Это подсказывает мое сердце.
Мы еще так мало видели счастья в жизни. Кончится война, и оно снова вернется к нам. 1942 г.».
«Как видно из сводок,
скоро конец фашистской банде. Сейчас работаю над программой «Подготовка фрицев в загробный мир».
в/часть 31681».
«Я попал в знаменитую часть
ордена Красного Знамени отдельную бригаду Черноморского флота. Фрица пока еще не убил ни одного. Скоро убью. Я записался в десант, отправлюсь в тыл врага. Уж там мы им попузырим. 11.4.1943 г.»
«Утомленное солнце
нежно с морем прощалось
В этот час прозвучали разрывы снарядов…» – вот он, романс военного времени, ежедневно звучащий у нас. Умирать не думаю. Пусть дохнут фрицы.
Твой Олег».
Конверты для солдатских писем содержали несколько поднимающих настроение надписей. Кроме фразы «Смерть немецким оккупантам», здесь могло быть четверостишие
«За страну Советскую
Бей зверье немецкое.
Бей штыком, гранатой бей, –
Бей чем можешь, но убей!»
Также типографские солдатские карточки сопровождались сталинской фразой: «Мы можем и должны очистить советскую землю от гитлеровской нечисти».
Часто это подхватывалось и в письмах с фронта.
«Дорогие родители!
Получил от вас два письма. От радости подполз к фрицам на 3 метра и забросал дом, где они были на улице Азовской (ныне район улицы Корницкого – ред.), бутылками с бензином и гранатами. И благополучно вернулся. Деревянный дом горел всю ночь. Ну и черт с ним! Возьмем Новороссийск, построим на этом месте Дворец. 1943 г.».
«Все в порядке,
пьяных нет!
Довожу до вашего сведения, что старший сержант Захарченко жив и наводит страх на фрицев, через пару дней вернусь на передовую. Уж я как садану гадам, так садану. Сам доктор Геббельс заикает. Да наверное уже икает. 1943 г.».
«Скоро фриц пойдет в наступление.
А нам отступать некуда – позади море. Да разве морская пехота отступает. Здесь на Малой земле интересно, как в театре. Приеду домой – расскажу.
1943 г.».
Однако Олег Захарченко не рассказал своим домашним о войне. Он погиб при освобождении Новороссийска 10 сентября 1943 года. Навечно оставшись 19-летним.   
Евгений ЛАПИН.
обновляем рейтинг ...

Рейтинг: 0,0/5 (Голосов: 0)

В закладки Отправить другуПечать

4593 раза прочитано

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий либо авторизуйтесь на портале и получите доступ ко всем сервисам

Также читайте на Ново-Сити.ru:
Закрыть Все новости Наверх

ВАЖНЫЕ НОВОСТИ

горячие новости всех разделов
їЮЭХФХЫмЭШЪ, 26 ШоЫ 2010, [00:00]

Заказ билетов на Ново-Сити онлайн!

Теперь Вы можете заказать билеты на самолет и поезд онлайн ! Основное преимущество нашего сайта – мы продаем только электронные билеты. Оформление билетов происходит также только в электронной форме! Заказ жд билета через интернет...

НОВОСТИ ПОРТАЛА

наши новости и новинки сервисов
ІЮбЪаХбХЭмХ, 13 дХТ 2011, [00:00]
Портал Знакомств на Ново-Сити

Портал Знакомств на Ново-Сити

Ко дню всех влюбленных по результатам голосования на нашем портале совместно с сервисом «Мамба» мы запускаем новый проект «Знакомства на Ново-Сити».