Ровно месяц остается до празднования дня города. У новороссийцев в эти дни появилась хорошая возможность удовлетворить интерес к истории своей малой родины.
Недавно изданный альбом «Новороссийск на дореволюционных открытках» содержит столько интересных и малоизвестных фактов, что по нему вполне можно изучать историю нашего города.
Текстовая часть издания, а это описание шести десятков видов Новороссийска, запечатленных на снимках, подготовлена научным сотрудником исторического музея-заповедника Анной ЗОРИНОЙ.
– На подготовку этого альбома у меня ушел целый год,– говорит Анна Петровна.– Причем над текстами приходилось работать преимущественно дома, по вечерам. Получалось около двух-трех часов за день. У женщины всегда дома свободного времени меньше, чем у мужчины.
– Какой район города оказался самым сложным по наличию информации?
– Для меня это Восточный район, или как часто говорят в городе – «та сторона». Я эту часть Новороссийска раньше знала плохо, поэтому полностью пришлось положиться на исследования местных историков и краеведов.
– Сегодня можно рассказать про каждый дом и каждую улицу дореволюционного города?
– Я думаю, что полностью историю тех или иных зданий нам уже никогда не восстановить. Отчасти из-за того, что во время войны была утрачена значительная часть дореволюционного архива. При эвакуации сохранилась только та часть архива, которая была определена как особо ценная, например, архив участников Гражданской войны. А вот многие вещи, бумаги, отнесенные к старому режиму, навсегда исчезли.
– Для рассказа о прошлом наверняка пришлось перелопатить всю литературу о дореволюционном городе?
– Да, в первую очередь это альбом открыток конца XIX-начала ХХ века Александра Герасименко и работы многих сотрудников нашего музея-заповедника. Большинство из них до сих пор не опубликованы и хранятся в научном архиве музея. Среди них прекрасные статьи Александра Дмитриева. Многим он знаком в первую очередь как археолог, а ведь он еще и прекрасный историк.
- Что бы вы отнесли к малоизвестным фактам городской истории?
– Многие новороссийцы, наверное, знают: первоначально в черту города входила та его часть, что была с правой стороны от реки Цемесс, а вот все то, что находилось в так называемой Зацемесской стороне, в черту города не входило. Это транспортная и промышленная часть. Потребовалось более десяти лет, чтобы добиться присоединения «той стороны» к городу.
В 1900 году город расширился за счет территории Владикавказской железной дороги, земли акционерного общества «Русский стандарт», Мефодиевского поселка и участка генерала Адамовича. Остальная часть «той стороны» – от акционерного общества Черноморского цементного производства до дачных и культурных участков Пенайского берега – была введена в черту Новороссийска согласно постановлению Временного правительства летом 1917 года.
Документ о факте присоединения был обнаружен в краснодарском краевом архиве.
– История уже изучена в полной мере или еще ждет своих исследователей?
– Сегодняшнюю ситуацию я бы сравнила с айсбергом. Его верхушка – это то, что мы уже знаем, а подводную часть еще предстоит узнать. Даже при описании старых открыток я столкнулась с тем, что одни и те же места, но снятые с разных ракурсов, требуют индивидуального подхода к описанию.
– Что для вас стало самым неожиданным при создании альбома?
– То, что некоторые факты оказались уже описаны другими историками. Так, например, было со статьей о старом новороссийском театре.
Когда я подготовила текст по имевшимся у меня данным архива, то обнаружила, что все это уже опубликовал армавирский историк Сергей Ктиторов. Вот это и было для меня неожиданностью.
– Насколько эта работа стала интересной для вас?

– На все сто процентов. С огромным удовольствием пользуюсь работами Николая Лангуси, который являлся современником многих событий. Многим нынешним историкам хотелось бы хоть одним глазком посмотреть, как это было на самом деле.
– На ваш взгляд, будет ли интересен сегодняшний Новороссийск через сто лет?
– Очень бы этого хотелось. Но, честно говоря, трудно поставить сегодняшние объекты в один ряд с тем, что создано, например, архитектором Каллистратовым. Теперь строят по-другому. Будут ли они вызывать интерес в начале XXII века? К архитектуре надо относиться очень бережно. Может быть так, словно в старом городе будет сниматься исторический фильм.
Евгений ЛАПИН.
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru