Современный Портал
Новороссийска
 

Версия для печати / Оригинальная версия

http://www.novo-city.ru/news/1/35181/nahodki-v-gorode-mertvyh/

Находки в городе мертвых

БаХФР, 14 ЭЮпСап 2012, [11:00], novorab.ru
Находки в городе мертвых
Ученые-археологи Российской Академии наук (РАН) написали очередную, четвертую, книгу из серии «Некрополи Черноморья». В научной монографии упорядочены результаты многолетнего изучения древних захоронений в Широкой балке. Корреспондент «НР» уже полистала электронную версию научного труда.
Некрополи Черноморья
Виртуальную книгу редакции подарил один из ее авторов – Алексей Малышев, ученый РАН, начальник Новороссийской археологической экспедиции в городище «Раевском». 
Под Новороссийском изу-чаются четыре некрополя – Раевский, Цемдолинский, у хутора Рассвет и в Широкой балке. Каждому из них посвящена отдельная научная монография. Экземпляры трех ранее изданных томов имеются в Новороссийском историческом музее-заповеднике. А четвертый том под названием «Население предгорий северо-западного Кавказа в римскую эпоху» подготовлен к изданию.
Некрополь в Широкой балке площадью 5 тысяч квадратных метров поражает разнообразием погребальных традиций, конструкций погребальных сооружений и богатством инвентаря (обилие импортной стеклянной и краснолаковой посуды, украшений), косвенно свидетельствующего о достатке обитателей этого урочища в римское время.
Древние захоронения были обнаружены в 1979 году на территории базы отдыха «Горный родник» во время строительных работ. Приблизительно в 200 метрах к юго-западу от базы отдыха располагалось античное поселение ранне-римского времени, исследованное ученым-археологом Надеждой Онайко еще в 1967 и 1969 годах. Этой же работой впоследствии занимались и ее коллеги-археологи Александр Дмитриев и Александр Масленников.
Путешествие в глубь веков
О каком времени идет речь, когда мы рассматриваем в музее-заповеднике древние вещицы, найденные на территории Широкой балки? Ученые утверждают, что в функционировании некрополя отчетливо выделяется античный, римский период – это I-III века нашей эры (83 процента изученных комплексов) – и гуннский период – IV-VII века нашей эры (9%).
Нижняя временная граница функционирования исследованных участков некрополя установлена по найденным артефактам: подвязным фибулам (металлическим пряжкам), кованным луженым зеркалам, наконечникам стрел, стеклянным и керамическим бальзамариям. Верхняя граница захоронений – середина VII века – обозначена по одной из найденных в захоронениях фибул определенного вида.
Выделяется и группа предметов, которые явно древнее датировки самых ранних комплексов некрополя. Это керамические лекиф (глиняный сосуд для туалетного масла) IV в. до н.э. и бальзамарий (сосуд для благовоний) II-I вв. до н.э.
Находки в городе мертвыхХоронили в каменных могилах
Самая большая – первая – глава книги посвящена описанию погребальных комплексов. Ученые утверждают, что в погребальных традициях, в материальной культуре населения Широкой балки I-III веков, причудливо переплелись традиции аборигенного керкето-торетского населения (VIII-III вв. до н.э.), меотского Прикубанья и античного (боспорского). Аборигены придумали для захоронений каменные ящики, башнеобразные надмогильные сооружения. Меотский обряд характеризуется погребением усопшего с миской под головой или  возле головы. С боспорскими некрополями этот памятник сближают случаи захоронения в гробу, присутствие в захоронениях боспорских монет, обилие и разнообразие краснолаковой и стеклянной посуды.
Вот, к примеру, описание одного из захоронений: «Обнаружено восемь кольцевых выкладок. Они выявлены на глубине 0,6-0,7 метра. Кольца диаметром около 2 метров, высота, как правило, в четыре-шесть рядов камней разнообразной толщины (до 0,15 м). Камни кладки обычно уложены с уклоном внутрь сооружения… встык друг к другу… Тела погребенных пересекались в центральной части сооружения, ноги обоих костяков – под камнями выкладки». Судя по высокой плотности захоронений и фактам разрушения одних захоронений другими, сообщество использовало эту площадь очень интенсивно.
Ущелье римского периода
Во второй главе монографии рассказывается о погребальном обряде и планировке некрополя в Широкой балке. Исследовано 137 погребальных и 9 ритуальных комплексов, они расположены на 945 квадратных метрах (20 процентов от всей площади некрополя).
В юго-западной и западной частях некрополь использовался от случая к случаю на протяжении I-VII веков нашей эры. А северо-восточный участок был востребован в более ограниченный период – II-III века нашей эры. Захоронения этого участка были оставлены, по-видимому, одним сообществом, обитавшим в этом ущелье в римское время.
Усопших туго пеленали и хоронили в полусидячей позе, это видно по наслоению костей черепа, туловища, верхних конечностей умершего, по плотному прилеганию костей конечностей к костям туловища. Иногда встречается и рукоположение накрест на груди. Положение погребенного на животе редко и, возможно, связано с обрядом его «обезвреживания» (существовали ритуалы, призванные обезопасить живущих от вредоносных действий умершего – ему отрубали конечности или связывали их, жгли и т.п.).
Преобладают одиночные захоронения, а коллективные редки. Детей обычно подзахоранивали к взрослым в скорченном положении или в обычной для взрослых позе. В целом детские захоронения составляют 18 процентов от всех комплексов.
В Широкобалкинском некрополе известны и могилы-кенотафы – в них человеческие костяки изначально отсутствовали. Это жертвенно-поминальные места, посвященные, например, погибшим на чужбине соратникам. В них находили кости лошадей, крупного рогатого скота, рабочий инвентарь, посуду.
С думой о будущей жизни
В 146 комплексах некрополя обнаружено 667 предметов инвентаря. Люди веровали в то, что эти вещи усопшим пригодятся в мире ином. Наиболее значительная по количеству и разнообразию группа, где представлены элементы одежды, украшения, амулеты и обереги. Вторая по численности группа – это керамические канфары, чашки, миски, тарелки из серой и красной глины. Почти равными долями представлены предметы быта и стеклянная посуда. И очень мало оружия: в 22 комплексах найдено наступательное вооружение – мечи и мечи-кинжалы, наконечники копий и стрел, топоры.
Могильники в Широкой балке (а еще в Мысхако) отличаются и обширной коллекцией найденных в захоронениях сосудов из бесцветного прозрачного стекла. Скорее всего, как и многие вещи, они тоже привнесены из античных центров Боспора.
Золото сарматов
Только в одном ритуальном комплексе найдены золотые бляшки с оттиснутым изображением. Обычай украшать одежду золотыми нашивками, носить «золотой костюм» – это дань сармато-меотским традициям, получившим распространение в среднесарматскую эпоху I-II вв. н.э. В пределах этого периода и датируется широкобалкинский комплекс.
Бусы из некрополя
Велика коллекция бус из некрополя Широкой балки. Около 5 тысяч экземпляров выполнены из стекла, балтийского янтаря, индийских камней, средиземноморских кораллов и кавказского гагата. Такое разнообразие подтверждает широкие торговые связи населения, оставившего этот некрополь.
Преобладают украшения из стекла (59.4 %). Половина бус была изготовлена в мастерских прибрежной Сирии, но встречаются экземпляры и из мастерских Египта, Передней Азии, Византии. Особый интерес представляет крупная фиолетово-синяя глазчатая бусина, ее основа состоит из плохо проваренного содового стекла, а поверхность покрыта тонким слоем качественного прозрачного стекла, изготовленного на золе пустынного растения поташник.
Мечи ковали боспорские кузнецы
Среди заметных коллекций находок из некрополя – мечи. Есть пять мечей, которые демонстрируют простейшую технику обработки сырьевых материалов. Металл плохо прокован. Это мечи местной железообработки, традиции которой восходили еще к V-IV вв. до н. э. и сохранялись на протяжении многих столетий.
Но найдены и два меча, выполненных по высокоразвитым технологиям с использованием специально полученной высокоуглеродистой стали мягкой и твердой закалки. Обращает на себя внимание технологическая сварка высокоуглеродистой стали с железом. Такой процесс требовал от мастера знания узкого температурного интервала, при котором могло быть получено прочное соединение разнородных металлов. Нет сомнения в том, считают исследователи находок, что выполненные в такой технологии мечи являются продукцией высокоразвитых центров производства, которые были связаны с античным культурным миром и наследовали кельтские традиции.
Много интересного о раскопках близ Новороссийска можно найти на сайте www.abrau-ant.ru.  
Ольга ОВЧАРЕНКО.