Недавно в отделе природы Новороссийского музея-заповедника состоялся ... суд над браконьером. В судебном процессе все роли исполняли школьники.
Несмотря на то, что это был не настоящий суд, а игра в судебное заседание, эффект от этого действа был потрясающий: после вынесения приговора школьники пообещали бережно относиться к матушке-природе и обитателям планеты Земля.
Кружок юных натуралистов при отделе природы музея-заповедника довольно популярный, его посещают ученики 5-6 классов разных школ города. Довольствоваться просто лекциями и беседами на природоохранную тему скучно. Поэтому сотрудники отдела придумали, как с помощью ролевой игры вовлечь школьников в активную работу — имитировать суд над вымышленным браконьером и заставить школьников обвинять, защищать, судить преступника.
— Мы решили судить браконьера в широком смысле этого слова — расхитителя природных ценностей, уничтожителя редких видов растений и животных, — рассказывает автор сценария, руководитель отдела Диана Евсеева. — Хотелось показать школьникам, как происходит судебный процесс, дать возможность им почувствовать себя участником этого действа, помочь осознать отвратительность поступков нарушителей природоохранного законодательства, ответственность его перед будущими поколениями.
Судьей, главным, первым и вторым обвинителями, присяжными были краснокнижные представители фауны — средиземноморская черепаха, каравайка, черноморская афалина, сколия-гигант, жук-олень, усач дубовый, тюлька абрауская, тритон Карелина. Адвокатами — собака и кошка. Детишки — исполнители ролей — заблаговременно ознакомились с историей своих персонажей, их ролью в природе, важностью их для остального живого мира.
И хотя роли всех участников этой игры были расписаны автором сценария, ребята имели возможность выражать свое отношение к процессу, к главному персонажу — браконьеру, рассуждать об экологических проблемах современного общества.
— Наш «браконьер» — научный сотрудник отдела природы Михаил Лучкин, выслушав все обвинения и мнения всех участников процесса, осознал свою вину, раскаялся в злодеяниях и выразил готовность понести наказание. После завершения суда дети получили возможность высказать свое мнение по поводу размаха браконьерства в России и в мире. Конечно, больше всего детей впечатлили подготовленные нами слайды с демонстрацией браконьерского оружия. Они смогли убедиться, что борьба браконьера с животным или растительным миром — неравная и несправедливая, — рассказывает Евсеева.
Любопытно, что исполнитель главной и самой отвратительной роли Михаил Лучкин так вошел в образ браконьера, что почувствовал себя на самом деле плохо. Позже он заметил, что если бы всех браконьеров ловили за руку и судили по закону, то, возможно, количество природоохранных преступлений резко бы снизилось. Потому что на суде реально осознаешь всю тяжесть содеянного.
Мария АНАНЬЕВА.