В этом году российской Конституции исполняется 20 лет. Предлагаемым материалом «Новороссийский рабочий» открывает цикл публикаций о том, как и ради чего создавался Основной Закон страны, какую роль в жизни государства он сыграл за два минувших десятилетия, как он работает сегодня.
Сегодня «НР» цитирует Сергея Шахрая, одного из разработчиков Конституции. Ныне он – руководитель аппарата Счетной палаты РФ, доктор юридических наук, профессор.
– Сергей Михайлович, нынешний Основной Закон – долгожитель среди всех российских конституций, начиная с первой, принятой в 1937 году. 20 лет – это повод для гордости?
– Разумеется. Большинство демократических конституций, а их с 1789 года принято в общей сложности свыше трехсот, не доживают даже до своего совершеннолетия. Средний период жизни составляет 17 лет. Наша страна смогла создать документ, который оказался более эффективным, более устойчивым, обладающим большим запасом жизненных сил и творческих возможностей, нежели десятки других конституций в мире.
Не забывайте: Российская Конституция родилась в условиях политического и экономического кризиса, на фоне раскола элит. И должна была решить непростую задачу – восстановить общественное согласие.
– То, что Основной Закон создавался в условиях политического конфликта, наложило свой отпечаток?
– Да. Требовалось создать документ, который бы САМ стимулировал восстановление общественного порядка и в хорошем смысле слова принуждал к общественному согласию.
– Как такое возможно?
– Мы выбрали следующую модель: начать с закрепления в Основном Законе тех общественных ценностей, тех идей и принципов, которые были одинаково важны для всех граждан – независимо от их политических взглядов. Это – признание высшей ценностью человека, его прав и свобод. А кроме того – политическая стабильность и территориальная целостность, социальный характер государства, выборность органов власти и местное самоуправление.
Характерная история произошла в 1995 году, когда правительство решило воспользоваться частью 4 статьи 117 Конституции, чтобы разрешить затяжной кризис с парламентом. Напомню. Кабмин тогда возглавлял Виктор Степанович Черномырдин. А я занимал пост вице-премьера. Ситуация была архисложная. Экономика в кризисе. Конфликт в Чечне в самом разгаре. При этом парламент в ожидании выборов постоянно шантажировал Кабинет министров возможностью вынесения вотума недоверия.
Чтобы не возникало таких «подвешенных» ситуаций, в Конституцию как раз и была вписана норма о том, что правительство может само поставить вопрос о доверии себе. Я предложил Виктору Степановичу воспользоваться этим инструментом и самому поставить вопрос о доверии правительству. Как говорится – лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Дело в том, что семь дней – тот срок, за который, согласно Конституции, президент должен принять решение: распускать ли ему парламент или – менять правительство. Но на самом деле речь шла о том, что не президент, а сама Государственная дума должна была достаточно быстро определиться: идти ли ей на новые выборы, либо все-таки снять свой вопрос о недоверии правительству. Хватило пяти из этих семи дней, чтобы парламент и правительство помирились.
Беседовал Андрей УГЛАНОВ,
главный редактор еженедельника
«Аргументы недели».
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru