Современный Портал
Новороссийска
 

Версия для печати / Оригинальная версия

http://www.novo-city.ru/news/1/51316/amolet-podnyali-so-dna-emesskoi-buhty/

Самолет подняли со дна Цемесской бухты

їпвЭШжР, 30 РТУгбвР 2013, [09:16], novorab.ru
Самолет подняли со дна Цемесской бухты

Фрагмент советского истребителя Ла-5 времен Великой Отечественной войны подняли со дна Черного моря у мыса Пенай — между Кабардинкой и Новороссийском. НАША СПРАВКА. Ла-5 — одномоторный истребитель, созданный ОКБ-21 под руководством Сергея Лавочкина в 1942 году в Горьком. Самолет представлял собой одноместный моноплан с закрытой кабиной, деревянным каркасом с матерчатой обшивкой и деревянными лонжеронами крыла. Первоначальное название – ЛаГГ-5. Инициаторами спасательной операции исторического объекта выступили ООО «Юггидропроект» и Черноморский флот России. Водолазные работы выполнили специалисты Центра подводных исследований Краснодарского регионального отделения Русского географического общества (РГО). Кстати, именно эта группа дайверов РГО участвует в другой масштабной экспедиции на легендарном линкоре «Императрица Екатерина Великая». Как сообщил корреспонденту «НР» руководитель Центра подводных исследований Краснодарского регионального отделения Русского географического общества Сумбат Александров, обломки сбитого истребителя водолазы обнаружили еще в начале года в ходе обследования морского дна в районе строительства нового причала. Самолет лежал на глубине всего 6 метров. Большая часть боевой машины за прошедшие семь десятилетий разрушилась от агрессивного воздействия воды, так как советские военные самолеты тех лет имели деревянный каркас. Неплохо сохранились двигатель с лопастями, стойка шасси, 20-миллиметровая пушка, воздушные баллоны и некоторые другие фрагменты. — Операция была проведена в три этапа, — рассказал Сумбат Александров, — сначала самолет специальными устройствами оторвали от морского дна, на понтонах доставили к ближайшему пирсу, где перегрузили краном в кузов грузового транспорта. В настоящее время находка передана в музей морской славы, который располагается в «Сафари-парке» в городе Геленджике. Исследователям теперь предстоит выяснить судьбу летчика и установить, к какому подразделению советской авиации относился самолет. — Мы имеем давний опыт сотрудничества с музеем морской славы. Именно там историческому экспонату будут обеспечены должная консервация и сохранность, — уверен Сумбат Александров. По оценке специалистов Русского географического общества, самолет потерпел крушение в 1942-1943 годах. Об этом свидетельствует маркировка на некоторых гильзах, изготовленных в 1942 году, а также расположение самолета. Он упал в море рядом с местом дислокации легендарной 394-й береговой батареи капитана Алексея Зубкова, которая в это время практически целый год сдерживала натиск вражеских войск на подходе к Новороссийску и надежно контролировала всю акваторию Цемесской бухты. Вполне вероятно, что найденный водолазами истребитель Ла-5 защищал батарею от немецкой авиации. Автор материала поинтересовался также, как идут работы по подъему линкора «Императрица Екатерина Великая». Комментаторы рассказали, что их возобновят в сентябре.


НАША СПРАВКА. Ла-5 — одномоторный истребитель, созданный ОКБ-21 под руководством Сергея Лавочкина в 1942 году в Горьком. Самолет представлял собой одноместный моноплан с закрытой кабиной, деревянным каркасом с матерчатой обшивкой и деревянными лонжеронами крыла. Первоначальное название – ЛаГГ-5. Инициаторами спасательной операции исторического объекта выступили ООО «Юггидропроект» и Черноморский флот России. Водолазные работы выполнили специалисты Центра подводных исследований Краснодарского регионального отделения Русского географического общества (РГО). Кстати, именно эта группа дайверов РГО участвует в другой масштабной экспедиции на легендарном линкоре «Императрица Екатерина Великая». Как сообщил корреспонденту «НР» руководитель Центра подводных исследований Краснодарского регионального отделения Русского географического общества Сумбат Александров, обломки сбитого истребителя водолазы обнаружили еще в начале года в ходе обследования морского дна в районе строительства нового причала. Самолет лежал на глубине всего 6 метров. Большая часть боевой машины за прошедшие семь десятилетий разрушилась от агрессивного воздействия воды, так как советские военные самолеты тех лет имели деревянный каркас. Неплохо сохранились двигатель с лопастями, стойка шасси, 20-миллиметровая пушка, воздушные баллоны и некоторые другие фрагменты. — Операция была проведена в три этапа, — рассказал Сумбат Александров, — сначала самолет специальными устройствами оторвали от морского дна, на понтонах доставили к ближайшему пирсу, где перегрузили краном в кузов грузового транспорта. В настоящее время находка передана в музей морской славы, который располагается в «Сафари-парке» в городе Геленджике. Исследователям теперь предстоит выяснить судьбу летчика и установить, к какому подразделению советской авиации относился самолет. — Мы имеем давний опыт сотрудничества с музеем морской славы. Именно там историческому экспонату будут обеспечены должная консервация и сохранность, — уверен Сумбат Александров. По оценке специалистов Русского географического общества, самолет потерпел крушение в 1942-1943 годах. Об этом свидетельствует маркировка на некоторых гильзах, изготовленных в 1942 году, а также расположение самолета. Он упал в море рядом с местом дислокации легендарной 394-й береговой батареи капитана Алексея Зубкова, которая в это время практически целый год сдерживала натиск вражеских войск на подходе к Новороссийску и надежно контролировала всю акваторию Цемесской бухты. Вполне вероятно, что найденный водолазами истребитель Ла-5 защищал батарею от немецкой авиации. Автор материала поинтересовался также, как идут работы по подъему линкора «Императрица Екатерина Великая». Комментаторы рассказали, что их возобновят в сентябре.
Игорь ЗАХАРОВ.